В чем секрет дисциплины на уроке?

В чем секрет дисциплины на уроке?
Дисциплина – это одна из важнейших составляющих урока. Без нее полноценное обучение в принципе невозможно. Однако дети, которых мы учим, разные. Тихих и послушных нынче единицы. Дети по природе своей подвижные, шумные и дерзкие. А встречаются и такие экземпляры, которые вообще не хотят признавать никаких правил. Тем не менее учитель обязан уметь образумить каждого. Но как?

Дети будут слушать только сильного человека. Они признают авторитеты. Посмотрите, кого из своих сверстников они уважают? Тех, кто обладает определенной силой - не обязательно физической. Слабого они чуют за версту. А потому и учитель должен иметь эту внутреннюю силу. Если таковой нет, то пиши пропало. Никакие советы не помогут. Чересчур мягкий и ранимый педагог никогда не сможет установить дисциплину на своих уроках. Сразу оговорюсь : мягкий и добрый – это не одно и то же. Учитель должен быть добрым, но сильным. И главная сила – в выдержке и самообладании. Нельзя показывать ученикам свои страхи и слабости.

Дети, как это ни покажется странным, любят четкие требования. До них сразу надо донести, что можно, а чего нельзя, и придерживаться этих требований постоянно. Причем требовать учитель должен не только с детей, но и с самого себя. И с самого себя в первую очередь. Если мы требуем от ребенка неукоснительного выполнения домашнего задания, то и сами обязаны быть всегда готовыми к уроку. Если мы не разрешаем ученикам опаздывать, то и сами должны приходить вовремя. И так во всем.

Дети не будут хулиганить, если они заняты. Поэтому на уроке не должно быть пауз, времени для безделья. Любое, даже минутное безделье сразу превращается в бардак. Много разнообразных заданий, постоянная смена деятельности, четкое следование плану урока – все для того, чтобы у детей не было времени расслабляться. Если кто-то из учеников справился с заданием быстрее, ему сразу же надо дать другое.

Детям должно быть интересно. Если все 45 минут проходят монотонно, они волей-неволей начнут хулиганить. Это вовсе не означает, что каждый урок должен превращаться в шоу. Но два-три ярких момента, которые взбудоражат ребят, быть должны. Маленькая дискуссия, небольшое творческое задание в группе, даже элементарная работа по цепочке, когда ученики по очереди выходят к доске, смогут оживить урок.

Уважение и доброжелательность создают благоприятную обстановку во время урока. Дети никогда не станут плохо вести себя у учителя, который относится к ним по-доброму. Только доброта не должна превращаться в попустительство и вседозволенность. Дружелюбная атмосфера на уроке создает ощущение комфорта и уюта. Когда ребенку комфортно, он не проказничает.

Учитель должен быть не только добрым, но и строгим. Заметьте, не злым! Крики, оскорбления, рукоприкладство – это не те инструменты, которыми надо наказывать. Иногда бывает достаточно взгляда, чтобы расшалившийся ребенок успокоился. Или просто долгая пауза во время урока. Поверьте, такая напряженная тишина, когда учитель замолчал, глядя на хулигана, а следом за ним на этого нарушителя дисциплины стал смотреть весь класс, успокаивает лучше нудных нравоучений.

И, конечно, чувство юмора. Учителей, которые могут иногда развеселить класс или необидной шуткой приструнить хулигана, дети любят.

Все, о чем я написала, это не советы, вычитанные из статей по психологии. Это личный двадцатисемилетний опыт работы. За это время мне приходилось иметь дело с разными детьми: послушными и шаловливыми, вежливыми и наглыми, трудолюбивыми и откровенными лентяями. Доводилось работать и в спецклассах, где обучались даже подростки с судимостью. Но мои правила всегда и для всех одинаковые, поэтому с дисциплиной больших проблем не было.

На самом деле, нет ничего сложного в том, чтобы на уроке была дисциплина. Нужны всего лишь строгость, требовательность, доброжелательность, интерес, правильная организация урока и немного юмора.

00:16
23
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Бесплатные сайты
16december.pngЯндекс.Метрика