Посадите учеников лицом друг к другу

Посадите учеников лицом друг к другу
Мы привыкли к традиционной посадке детей на уроках. Три ряда парт, в центре или сбоку – учительский стол. На мой взгляд, такая посадка очень неудобна. Она устарела.

Сначала объясню, почему три ряда – это неудобно и старо. Во-первых, дети смотрят в затылок друг другу. При этом невозможна нормальная коммуникация между одноклассниками, что необходимо для современного урока. Во-вторых, сидящие впереди мешают тем, кто находится сзади. А иногда даже «помогают» своими спинами списывать или заниматься посторонними делами. В-третьих, учителю трудно организовать групповую работу. Если работа в группах планируется на целый урок, то на перемене приходится переставлять парты. А если это лишь этап урока или только одно задание? Мы просим учеников повернуться друг к другу. Это потерянное время, шум и неудобства. В-четвертых, учитель не всегда должен быть в центре внимания. Его персона не должна все время притягивать взоры учеников. В-пятых, учитель не видит всех детей. Чтобы находились в поле зрения все, педагог должен стоять. А выстоять 6 уроков по 45 минут сложно, да и не нужно.

Уже много лет парты в моем кабинете стоят по-другому – по группам. Всего – пять таких «островков». За каждым – по 4 – 5 человек. Две парты составлены вместе, третья стоит поперек в торце. Каждому ребенку отводится такое же рабочее пространство, как и при традиционной посадке. Но при этом дети находятся в небольшой команде. Они видят лица друг друга, могут свободно общаться и решать общие задачи.

Это совсем не означает, что вся работа на уроке рассчитана на группу. При такой посадке удобно выполнять и командные, и парные, и индивидуальные задания. Коллеги часто задают мне вопрос: не разговаривают ли дети между собой не по делу? Если на уроке дисциплина и все заняты, то болтать о пустяках некогда. Если же ученикам предоставлена полная свобода действия и они не загружены работой, то они будут отвлекаться и при традиционной посадке.

Какие плюсы? Легко организовать любой вид деятельности. Ученикам удобно обсуждать проблемные вопросы вместе, вести диалог, выполнять творческие задания. Поскольку середина класса остается свободной, то это пространство можно использовать для физкультминуток или заданий, требующих передвижения учеников по классу. Кроме того, учитель свободно просматривает каждого ученика, сразу видит, если у кого-то возникают затруднения. Он может ходить по классу, чтобы помочь детям. У него даже есть возможность подсесть к ребенку и поработать с ним индивидуально.

Какие минусы? Часть детей сидит боком к доске. Это решаемая проблема, потому что, во-первых, не вся учебная деятельность происходит возле доски, а во-вторых, эти ребята имеют возможность повернуться и посмотреть на доску. Кроме того, я прошу группы каждую неделю переходить за другой стол по часовой стрелке. Так что ни один ребенок не смотрит на доску или учителя постоянно под одним и тем же углом зрения.

Как быть с плохо видящими учениками? Есть дети, которые носят очки и видят даже с задних парт (тем более что они не сидят там постоянно, как при традиционной посадке). Тех же ребят, которым показаны первые парты даже при условии ношения очков, я сажаю за один ближний стол, и они постоянно сидят там, никуда не переходя. Разве что меняются друг с другом местами в пределах одной группы.

Как рассаживать учеников, это дело каждого учителя. Я просто поделилась своим опытом и постаралась показать положительные моменты групповой посадки детей на уроках.

06:50
27
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Бесплатные сайты
16december.pngЯндекс.Метрика