Почему неуспевающие ученики обречены на неуспех в школе?

Почему неуспевающие ученики обречены на неуспех в школе?
Неуспевающие ученики – это наша вечная проблема, наша учительская боль. «Двоечник» - это практически приговор. Ребенок, не успевающий по одному или нескольким предметам, кочует из класса в класс, перебиваясь с двойки на тройку, ненавидя за это школу и учителей. Он обречен на постоянную неудачу. Почему это происходит?

Откуда берутся неуспевающие? Чаще всего это НЕ дети с умственными отклонениями (такие получают заключение «ОВЗ» и благополучно существуют в школе). Причин их неуспеваемости много, и главная – это педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это не запущенность педагогами, а отсутствие условий для их развития в семьях.

В большинстве случаев двоечники – это дети из неблагополучных семей, в которых родителям нет до них дела по разным причинам (чрезмерная занятость на работе, или пьянство, или разгульный образ жизни, или низкий интеллектуальный уровень пап и мам, или что-то еще). Если родители не обращали внимания на ребенка, когда он был еще маленьким, не читали ему книжки, не играли и не разговаривали с ним – в общем, никак не занимались его развитием, то он, естественно, будет отставать от своих сверстников. С этими проблемами он приходит в детский сад, а затем в школу. И вот тут начинается полоса невезения, длящаяся 9 лет, пока он не окончит основную школу (если вообще сумеет это сделать).

Считается, что неуспевающие дети наглые и ленивые. Но это не причина двоек, а, скорее, их следствие. Ученик не может понять материал, с трудом воспринимает информацию, не справляется с заданиями и опускает руки, потому что помочь ему некому. Ему легче ничего не делать, чем стараться и все равно получать двойки.

Конечно, в этом сразу начинают винить учителей. И это неправильно. Учитель сам заложник системы. Он прекрасно понимает, в чем проблемы ребенка, пытается ему помочь, но так устроена школьная система, что полноценную помощь педагог оказать неуспевающему просто не в состоянии. Урок длится всего 45 минут, а слабому ученику требуется индивидуальный подход. В то время как его одноклассники поняли новый материал и усвоили правило за 10-15 минут, неуспевающему на то же самое нужно два часа. Где взять это время, притом что слабых ребят в классе пять-шесть, а то и больше?

С каждым отстающим необходимо заниматься отдельно, чего в рамках школьного занятия сделать невозможно. Вызвать такого ребенка к доске – это значит потратить на него весь урок. А как же остальные двадцать пять учеников? Дать ему отдельное задание для самостоятельной работы – это значит опять оставить его наедине с его проблемами. Заниматься после уроков? О каком качественном обучении может идти речь, когда ребенок уже вымотан целым учебным днем? Это замкнутый круг, по которому ходят учителя и неуспевающие ученики.

И все-таки в большинстве случаев прогресс у таких ребят есть. Нелегко, через тернии, медленнее, чем другие дети, но они все же преодолевают трудности в обучении. У них есть рост не по сравнению с другими, а по сравнению с самими собой. Только все эти старания ничем не подкрепляются. В школе действует бездушная система оценивания, не предусматривающая индивидуальные достижения ученика.

К примеру, ребенок, который допускал в диктанте 20 ошибок и наконец добился результата в 10 ошибок, все равно получает «два». Устная похвала учителя, конечно, играет роль. Но ученика, что ни говори, больше всего мотивирует оценка. А она не изменилась.

Вот простое сравнение. Ученик допускал 1 – 2 ошибки и получал четверку, но стал писать совсем без ошибок и заслужил отметку «пять». Каков его прогресс? Небольшой, но он увидел результат. А двоечник, которому удалось улучшить свою грамотность в половину, все равно остался при своих. За 10 ошибок учитель не может поставить ему тройку, потому что критерии оценивания не позволяют. А эти критерии, надо сказать, не менялись уже лет тридцать, как минимум.

От педагогов требуют, чтобы они находили возможности и средства обучать всех учеников, создавали равные возможности для каждого, уделяли особое внимание отстающим. Насколько возможно, мы это делаем. Но учитель не волшебник, он не В силах исправить то, что от него не зависит. Нас призывают разрабатывать индивидуальные образовательные программы, постоянно говорят об индивидуализации обучения, о создании условий для неуспевающих школьников.

Можно написать хоть сто программ, но они останутся лишь ненужной писаниной, потому что в условиях классно-урочной системы, массового обучения, большого наполнения классов, бездушной устаревшей системы отметок и критериев оценивания неуспевающие ученики всегда будут обречены на неудачу.

00:16
91
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Проект театра кукол "Зайкина лужайка".

16december.pngЯндекс.Метрика