Учитель, иди вверх по карьерной лестнице!

Учитель, иди вверх по карьерной лестнице!
Как было раньше? Пришел выпускник педагогического вуза или колледжа в школу учителем, так им и остался до пенсии. Теперь, как обещает министр просвещения О.Васильева, все будет по-другому.

Странно, еще недавно Ольга Васильева говорила о том, что педагогика – это призвание и служение, а нынче озаботилась карьерным ростом учителя.

Что такое карьера? Это не что иное, как продвижение вверх по служебной лестнице. До этого года служебной лестницы, как таковой, у педагогов не было. Был просто школьный коридор, по которому учитель двигался много лет – от приема на работу до выхода на заслуженный отдых.

Если кому-то везло, то он становился завучем или даже директором. Если проявлял себя как хороший педагог или просто был любимчиком членов администрации, то получал звание отличника образования или заслуженного учителя. Квалификационная категория, которую учителя защищали раз в пять лет, ничего в карьере педагога не значили.

Теперь опубликован проект постановления «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», который, скорее всего, будет принят. Появятся две новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель».

«Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности", - подчеркнула Ольга Васильева. Также она сказала, что эта мера будет способствовать мотивации молодых учителей, так как у них будет перспектива карьерного роста. Старые учителя, видимо, уже не в счет.

Вообще, карьера учителя, как видит ее министр просвещения, будет развиваться как по горизонтали, так и по вертикали. При этом сохранятся звания и награды. Рост по горизонтали предполагает прохождение аттестации (квалификационного экзамена) и повышение категории – от профпригодности до высшей. А вот по вертикали – это три должности «учитель», «старший учитель» и «ведущий учитель».

В чем, собственно, разница? Она уже прописана в профстандарте «Педагог».

Обычный учитель. Требования к образованию: высшее или среднее профессиональное, при отсутствии образования – профессиональная переподготовка. Требований к опыту работы нет. Основная трудовая функция – профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся.

Старший учитель. Требования к образованию: высшее (при отсутствии педагогического профиля – переподготовка). Требования к опыту работы – стаж не менее 4 лет, высшая или первая квалификационная категория. Основная трудовая функция - профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся, проектирование компонентов образовательных программ и координация участия педагогических работников в их разработке.

Ведущий учитель. Требования к образованию: то же, что у старшего учителя. Требования к опыту: стаж не менее 5 лет, высшая категория. Основная трудовая функция - профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся, координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников.

Сразу оговорюсь, что требования к стажу в разных источниках разная, я брала сведения с сайта Профстандартпедаогога.РФ.

Одним словом, старший и ведущий учителя будут, помимо своей непосредственной работы с детьми, вести еще кучу дополнительной нагрузки.

Все это, конечно, замечательно. Только пока нигде, ни в одном документе, не прописано, как этот пресловутый карьерный рост – как горизонтальный, так и вертикальный - будет отражаться на зарплате учителя. Также возникает вопрос: кто и каким образом будет назначать учителей на эти новые должности? Будет ли это конкурсный отбор или все будет зависеть от единоличного решения директора? Будет ли учитываться желание самого учителя? Не получится ли так, что половина работы завучей упадет на плечи старшего и ведущего учителя? И сколько таких должностей предполагается ввести в каждой школе? Сколько часов по своему предмету смогут вести старший и ведущий?

В СМИ пишут, что новая модель карьерного роста существенно отразится на заработке педагогов, что вроде об этом говорит и министр просвещения, но вот как – вопрос открытый. Еще, по сути, не решен вопрос об оплате обычной учительской ставки (предложений много – дела мало), что уж тут говорить о новых должностях.

Должности планируют ввести уже с 2020 года, а вот самая главная (материальная) составляющая не продумана. Так для чего учителю карьерный рост, если он не знает, как это отразится на его финансовом благополучии? Просто занять более высокую по номенклатуре должность и везти вагон дополнительной работы мало кто захочет.

22:04
16
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Бесплатные сайты
16december.pngЯндекс.Метрика