Каких ошибок надо избегать учителям на открытых уроках

Каких ошибок надо избегать учителям на открытых уроках
Мы, учителя, часто даем открытые уроки и ходим на них к своим коллегам. Это традиционная (и я бы сказала, лучшая) форма обмена педагогическим опытом. Конечно, открытый урок для педагога – это большая ответственность. Каких же ошибок стоит избегать при подготовке и проведении открытого урока?

Я побывала на многих открытых уроках, сама их дала огромное количество, поэтому могу на своем и чужом опыте сделать некоторые выводы, чего не надо делать на таком мероприятии.

Ошибка 1. Показать все, чем владеешь

Это очень распространенная оплошность. Учитель понимает, что коллеги приходят к нему на урок, чтобы почерпнуть для себя что-то новое, поэтому старается «впихнуть» в одно занятие все технологии и приемы, которыми владеет. Такой урок становится перенасыщенным методическими «штучками» и, как правило, не достигает своей цели. Учитель, конечно, продемонстрировал свой арсенал, но дети не поняли тему. Каждый прием должен использоваться на уроке для чего-то, а не просто, чтобы был.

Ошибка 2. Избыточность содержания

На одном уроке учитель старается охватить максимально большой материал, сделать как можно больше упражнений. Но урок не резиновый, поэтому начинается «гонка». Педагог, вместо того, чтобы как следует проработать три-четыре задания, дает их 10, каждое недоделывая, бросая на половине. Все упражнения ему кажутся интересными и нужными, все хочется показать коллегам, и в приоритете оказывается не качество, а количество.

Ошибка 3. Отрепетированность

Да, такое иногда встречается. Приходишь на открытый урок и понимаешь, что ученики что-то слишком уж бойко и правильно отвечают, знают, в какой момент что и как надо сделать. А все потому, что урок учителем был заранее отрепетирован. Но ведь педагоги ходят друг к другу на уроки перенимать опыт, а не смотреть театральное представление.

Ошибка 4. Чрезмерное волнение

Все учителя, даже самые опытные, волнуются, проводя открытые уроки. Но педагог просто обязан уметь совладать со своими эмоциями. Ни в коем случае нельзя дать волнению завладеть собой. И ученики, и гости сразу услышат дрожание в голосе, сбивчивую речь, ошибки в построении предложений. Чрезмерно волнующийся педагог теряет мысль, сбивчиво и непонятно объясняет, нарушает логику урока. И всё, впечатление смазано. И уж тем более не надо произносить фразу: «Ой, извините, я так волнуюсь!»

Ошибка 5. Эксперименты и новшества

Большая ошибка - это использование на открытом уроке методов и средств, которые не были опробованы и отработаны раньше. Особенно это касается применения техники. Если педагог никогда не пользовался интерактивной доской или документ-камерой и решил задействовать их на открытом уроке, это провал. Техника - вещь капризная. Порою даже опытный учитель, хорошо владеющий ИКТ, может не справиться с чем-то. А уж если это впервые, то тут пиши – пропало. Оборудование не любит дилетантов, оно обязательно заартачится и подведет. То же самое можно сказать об организации групповой работы. Если учитель не применяет эту форму на своих уроках, а на открытом занятии решил посадить учеников группами, то ничего хорошего из этого не выйдет. Групповую работу нужно уметь организовывать и направлять, иначе она превратится в балаган.

Ошибка 6. Признание в несделанном

Любой урок, в том числе и открытый, непредсказуем. Учитель может продумать каждую мелочь, теоретически просчитать каждую минуту, но на деле все может пойти не так. Ученики медлили с ответами, мешкали у доски, справлялись с заданием не так быстро, как хотелось бы. Или педагог сам так увлекся своим объяснением, что забыл о регламенте. И вот – урочного времени не хватило. Ну и пусть. Надо просто логично завершить занятие и ни в коем случае не оправдываться перед коллегами: «Я планировал еще вот это и вот это, но времени не хватило». Никто не знает, что планировал учитель, и знать об этом никому не надо. Пусть считают, что все так и было задумано.

Итак, проводя открытый урок, надо в первую очередь взять себя в руки и не дать волнению все испортить. Учителю не следует стараться показать все, на что он способен и выполнить максимум заданий. Всего должно быть в меру. Не стоит на открытом уроке пробовать что-то новое. А если не удалось сделать всего задуманного, не стоит заострять на этом внимание.

И самое главное: открытый урок ничем, кроме наличия гостей, не должен отличаться от обычного – ни общей атмосферой, ни поведением педагога и учеников, ни применяемыми приемами. Урок должен быть живым, рабочим, а не образцово-показательным.

20:03
24
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Бесплатные сайты
16december.pngЯндекс.Метрика